Уральский вестник образования

Июнь 2025

СОДЕРЖАНИЕ
Управление в образовании

Волков В. Н., Наумова Е. В.

Объединения образовательных организаций как ресурс развития социального партнерства в современных условиях

Статья продолжает серию публикаций по вопросам социального партнерства и сетевого взаимодействия в образовании. Авторы рассматривают особенности деятельности объединений школ в современных условиях на основе материалов нескольких ассоциаций образовательных организаций России. В статье представлены результаты анализа деятельности таких объединений, отмечены особенности объединений общеобразовательных организаций в современных условиях, выделены основные направления их работы и требования к потенциальным участникам. Работа выполнена в ходе проекта «Школьная функция профессий» в рамках деятельности федеральной инновационной площадки на базе лицея No 179 г. Санкт-Петербурга в сотрудничестве со школами № 100 и № 707 г. Санкт-Петербурга.


Грек В. В., Дядяшева Н. А., Максимова О. В.

Автоматизация обработки результатов педагогической диагностики в дошкольных образовательных организациях (на примере МО Карпинск Свердловской области)

В статье рассматриваются вопросы проведения педагогической диагностики в дошкольных образовательных организациях согласно требованиям нормативных документов. В качестве основного диагностического инструментария, который своевременно и в динамике позволяет отслеживать индивидуальные особенности развития каждого ребенка, обладает концептуальным единством дидактических принципов и технологий, выбрана система, разработанная авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Представлен опыт разработки информационной системы, позволяющей автоматизировать процессы фиксации, анализа и представления данных, полученных в результате педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации.

Потоскуев С. Э., Уманская М. В.

Организационно-методические подходы к проведению сетевого образовательного события в условиях интеграции общего и дополнительного образования (на примере события по литературе)

В статье предпринята попытка проанализировать опыт апробации сетевого образовательного события по литературе в условиях реализации проекта региональной инновационной площадки «Организация сетевых образовательных событий как ресурса для интеграции общего и дополнительного образования» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского и юношеского творчества» (г. Нижний Тагил). Авторы статьи описывают методологические предпосылки проекта, определяют условия реализации сетевых событий как интегратора систем общего и дополнительного образования и приходят к выводу о том, что сетевое образовательное событие имеет все существенные признаки для становления самостоятельной организационной формы взаимодействия между школой и учреждением дополнительного образования.

Непрерывное профессиональное развитие педагогов

Якимова Н. В.

Профессиональная проба как эффективный метод обучения молодых педагогов в условиях наставничества в школе (на примере МАОУ «Школа No 3» Камышловского ГО Свердловской области)

В статье раскрывается сущность наставничества как социального института в настоящее время, представлены современные методы наставничества. Автором рассматривается сущность понятия «профессиональная проба» и его конкретизация как метода обучения молодых педагогов в контексте наставнической деятельности. Раскрываются возможности и особенности организации профессиональных проб в практике обучения молодых педагогов в школе. Обучение посредством профессиональных проб положительно сказывается на адаптации и качестве работы молодого педагога.

Педагогика и психология

Булыгина Л. Н., Узкова О. М.

Функциональная грамотность как основа профессионального самоопределения и успешности старшеклассников

В статье раскрывается проблема достижения самоопределения и успешности старшеклассников в образовательно-воспитательном процессе средней школы. Рассматривая успешность школьников как один из главных результатов общего образования, авторы раскрывают фундаментальную основу процесса достижения обозначенного результата – функциональную грамотность. Трактуя функциональную грамотность как индикатор общественного благополучия, авторы утверждают необходимость ее формирования в средней школе. Цель статьи – обосновать необходимость формирования функциональной грамотности как основы профессионального самоопределения и успешности выпускника средней школы.

Теория и методика обучения и воспитания

Кондратюк В. А., Шагарова Е. Д., Шинкевич Е. В.

Осознанный выбор профессионального пути обучающегося в условиях реализации единой модели профориентации

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения школьников в контексте актуальности профориентации, которая находится под постоянным вниманием государства и отражена в нормативных документах. В статье рассматривается проект, реализуемый в МАОУ СОШ № 18 Екатеринбурга, направленный на создание условий для осознанного выбора профессионального пути обучающихся. Проект включает в себя комплекс мероприятий, охватывающих все уровни образования. Основное внимание уделяется формированию у школьников навыков выбора, пониманию своих интересов и возможностей, а также знакомству с современным рынком труда через профессиональные пробы и мастер-классы. Статья подчеркивает важность системного подхода и преемственности в профориентационной работе для успешной самореализации обучающихся.

Ершова Н. В.

Значение и потенциал краеведческого подхода в реализации Федеральной рабочей программы по географии в основной и средней школе

В статье изложены варианты реализации краеведческого подхода к курсу географии, что позволит сделать его личностно значимым, неформальным в воспитании патриотизма, насытить уроки практическими упражнениями, наблюдениями и исследованиями, обогатить информационный фон, создаваемый учебником, фактами из опыта семейного взаимодействия – вот часть того огромного потенциала, который имеет краеведение для учителя.

Толстоброва Л. В.

Воспитание патриотических чувств школьников на уроках литературы в старших классах (на примере лирики И. В. Елагина)

В данной статье рассматривается важность воспитания патриотических чувств у школьников через изучение литературы на примере лирики И. В. Елагина – поэта второй волны русской литературной эмиграции. Автор статьи анализирует, как поэтические произведения способствуют формированию у учащихся чувства сопричастности к истории, культуре и традициям Родины, описывает потенциал творчества поэта в аспекте развития гражданской позиции и патриотизма современных школьников. Особое внимание уделяется методам и приемам работы учителя-словесника, направленным на пробуждение у обучающихся личностного отношения к отечественной истории и национальным ценностям через изучение лирики И. В. Елагина. В статье подчеркивается важность использования литературных произведений как эффективного средства патриотического воспитания, способствующего формированию у старшеклассников чувства долга, ответственности и гордости за свою страну. Представленные материалы могут быть полезны педагогам для организации уроков, пробуждающих у учащихся чувства патриотизма и формирующих гражданскую позицию обучающихся.