Уральский вестник образования
Сентябрь 2025
Коротаева Е. В.
О зонах риска дистанционного обучения для будущих педагогов
Данная статья посвящена проблеме, связанной с информатизацией как одним из значимых трендов современной ситуации социокультурного развития. Содержательная основа данного материала ориентирована на анализ «плюсов» и «минусов» дистанционного обучения будущих педагогов. В материале описаны некоторые последствия дистанционного обучения будущих педагогов (отвлекаемость, неготовность удерживать внимание, дискретность высказываний, затруднения в научной монологической речи и др.), которые могут стать препятствием для продуктивной образовательной деятельности в будущем. Эти аспекты значимы и для курсов повышения квалификации педагогов-практиков, проводимых в дистанционном формате. Учет описанных аспектов обучения может способствовать преодолению обозначенных недостатков и снизить возможные негативные последствия в образовательной практике
Пономарева А. В., Цирихова Е. В., Буйневич Г. А.
Основы и современная модель ретренинга развития цифровой компетентности педагогов дополнительного образования (на примере учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Новоуральска)
В статье представлен опыт разработки, апробации и результаты внедрения модели ретренинга, направленной на развитие цифровой компетентности педагогов дополнительного образования в сфере использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Опыт реализован на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» (г. Новоуральск, Свердловская область). Представлены этапы разработки модели ретренинга, результаты диагностики ИКТ-компетентности педагогов до и после ретренинга, демонстрирующие динамику повышения уровня ИКТ-компетентности и активизацию применения ИКТ в образовательной деятельности. Описана структура разработанной модели ретренинга, включающая диагностический, мотивационный, обучающий, практический и оценочный модули. Рассмотрены методологические подходы, лежащие в основе модели. Представленный опыт может быть полезен организациям дополнительного образования, реализующим программы развития ИКТ-компетентности педагогов
Новикова О. В.
Технология психологической самоподдержки в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
В статье предлагается рассмотреть технологию психологической самоподдержки как ресурс профилактики эмоционального выгорания педагогов. Профилактические технологии помогают предупредить или скорректировать причину синдрома эмоционального выгорания и вернуть эмоциональную устойчивость и внутреннюю гармонию. Технология психологической поддержки становится актуальной благодаря доступности выполнения некоторых приемов и тем возможностям, которые она дает педагогу. В статье представлены основные понятия, кратко изложены приемы, техники и методы, которые могут быть включены в технологию
Грек В. В., Ремизова Н. Е., Куштанова Ж. Д.
Организация индивидуальной проектной деятельности обучающихся общеобразовательной школы с использованием цифрового сервиса «Конструктор проектов»
В статье рассматриваются вопросы организации индивидуальной проектной деятельности в школе. Под «индивидуальным проектом» понимается форма учебной деятельности, направленная на решение определенной задачи, которая требует самостоятельного поиска, анализа и представления информации. Проектная деятельность часто сопряжена с рядом проблем, возможным вариантом преодоления которых является использование современных технологий. Описаны возможности цифрового сервиса «Конструктор проектов», используемого при организации проектной деятельности в МАОУ СОШ № 5 города Карпинска Свердловской области. Разработанный сервис позволяет осуществлять интеграцию традиционных методов работы над проектом с современными цифровыми технологиями. Рассмотрен функционал системы и основные этапы работы пользователей
Новоселова Л. В.
Формирование воспитательной среды образовательной организации как системы детских общественных объединений (на примере МАОУ СОШ № 4 г. Алапаевска)
В статье делается акцент на формировании воспитательной среды, представляющей собой систему детских общественных объединений (ДОО), интегрированную в дополнительное образование. Данная система строится как комплекс взаимосвязанных компонентов, взаимодополняющих друг друга и обеспечивающих синергийный эффект, характерный именно для системного подхода. Приведены конкретные примеры успешных практик детских объединений. Рассматривается, каким образом правильно организованная среда помогает детям раскрыть потенциал, сформировать полезные социальные компетенции и успешно адаптироваться в обществе
Воробьева Е. А.
Критериальное оценивание по предмету «Физическая культура»: проблемы и преимущества (на опыте пилотного внедрения)
В статье проведен краткий обзор видов оценивания по предмету «Физическая культура». Рассмотрены проблемы разработки оценочных заданий и шкалы критериального оценивания, приведены примеры теоретических и практических заданий с различными шкалами. Проанализированы преимущества внедрения данной системы оценивания
Бочкова Г. К., Овчинникова Л. Н.
Воспитание гармонично развитой личности и формирование чувства патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики (на примере межведомственного социально-образовательного проекта «Хранители городских историй»)
В статье представлен педагогический опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе принципа межведомственного взаимодействия образовательной организации и социальных партнеров. Описываются основные характеристики межведомственного социально-образовательного проекта, способствующего развитию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств. Приводятся примеры педагогических инструментов, а также форм и методов музейной педагогики, используемых педагогами дошкольного образования и работниками краеведческого музея в процессе реализации проекта
Косарева И. В.
Развитие жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность: освоение себя и мира через искусство
Статья рассматривает вопрос развития жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность. Анализируются театрализованная деятельность и ее влияние на формирование коммуникативных навыков, развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль вовлечения родителей и специалистов для устойчивого эффекта