Уральский вестник образования

декабрь 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Непрерывное профессиональное развитие педагогов

Кузьмина О. В. Развитие компетентности во времени у педагогов в процессе психологического тренинга

В статье представлены результаты апробации тренинга, посвященного проблеме развития компонентов временной компетентности личности педагога. Определено понятие «временной режим труда педагога», дана характеристика структурным компонентам временной компетентности личности

Огородникова Т. Г., Клопова О. В. Особенности мотивационной сферы студентов вуза и колледжа

В представленной статье обсуждаются результаты психологического исследования мотивационных особенностей личности студентов, получающих среднее специальное и высшее образование. Авторами проверяется предположение о том, что у студентов, обучающихся в колледжах и вузах, проявляются сходные мотивы выбора профессии

Развитие управленческих компетенций в образовании

Мамонтова М. Ю., Захарова С. В. Кадровый потенциал общеобразовательной организации: методы оценки и направления развития

В статье обсуждаются вопросы оценки кадрового потенциала общеобразовательной организации и определения направлений его развития. Дается определение кадрового потенциала, приведены показатели и методы оценки его состояния. Цели оценки кадрового потенциала связаны с основными направлениями управления кадрами в разных режимах деятельности школы – прежде всего в режиме стабильного функционирования и режиме инноваций

Навыки XXI века: функциональная грамотность

Долинина Т. А. Формирование читательской грамотности на уроках

литературы: приемы и инструменты

Рассматриваются приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы. Анализируются приемы организации учебной деятельности по локализации информации и по организации эвристической беседы. Рассматриваются особенности использования вопросов разных типов, приемы воссоздания художественного образа «по ориентирам», заложенным автором в тексте

Токмянина С. В., Пермякова Н. В., Уколова О. С., Сорокина А. Ф. Изучение основ финансовой грамотности на уроках обществознания и географии: направления взаимодействия учителей общественно-научных дисциплин

В статье рассматриваются возможности межпредметной интеграции географии и обществознания как важного условия формирования финансовой грамотности у обучающихся. Главное внимание уделяется применению игровых технологий

для формирования финансовой грамотности на уроках географии и обществознания. Использование интегративного подхода позволяет создать условия для применения обучающимися знаний и умений для решения жизненных задач

Цифровая трансформация образования

Долинер Л. И., Назаров В. Л. Влияние цифровизации образования на успеваемость школьников в период пандемии

Рассмотрены исследования российских ученых, ориентированные на выявление влияния перехода на дистанционное обучение в период пандемии, а также результаты анкетирования учителей и учеников образовательных организаций Свердловской области по итогам использования дистанционных образовательных технологий в период пандемии

Образовательные стандарты: практика реализации

Романова О. В., Бугуева Ф. Ф., Порубенко Н. В. Региональная модель «Школы полного дня»: не ученик для школы, а школа для ученика

В статье рассматриваются региональные требования, предъявляемые к «школе полного дня». Представлены школьные практики, направленные на формирование познавательной самостоятельности и активности подростков в учебной и во внеурочной деятельности с учетом особенностей образовательных кластеров

Булыгина Л. Н. Самостоятельность как личностный образовательный результат реализации индивидуальных учебных планов обучающихся старшей профильной школы

В статье рассматривается вопрос формирования самостоятельности обучающихся старшей профильной школы как личностного образовательного результата выпускников в условиях реализации индивидуальных учебных планов. Цель статьи – помочь учителю организовать обучение в старшей профильной школе по индивидуальным учебным планам обучающихся для достижения их личностного образовательного результата

Воспитание: управленческие и педагогические практики

Сундукова Т. А., Исакова К. Л., Бобык К. В. Профилактика девиантного поведения обучающихся в Свердловской области: формы и методы (по итогам социологического исследования)

В статье рассматриваются вопросы профилактики девиантного поведения обучающихся в Свердловской области. Результаты представлены по итогам социологического исследования, проведенного в 2023 году

Гусева И. С. Аниме как пропаганда суицидального поведения в среде несовершеннолетних: аспекты профилактики

В статье рассматриваются направления аниме, его психологический смысл, социокультурный аспект, представленность с точки зрения социальных норм в европейской и японской культуре, а также возрастные ограничения. Кроме того, уделяется особое внимание профилактике суицидального поведения в аспект увлеченности несовершеннолетними аниме-культурой