Уральский вестник образования
Декабрь 2025
Романова О. В.
Концептуальные основы формирования мотивации профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций
Современная система образования предъявляет новые требования к руководителям школ, трансформируя их роль в лидеров-инноваторов. Ключевой проблемой является системное несоответствие между потребностью в развивающемся руководителе и отсутствием целостной системы, поддерживающей его внутреннюю мотивацию. Традиционные подходы, основанные на эпизодическом повышении квалификации, исчерпали свой ресурс, что обуславливает необходимость новых концептуальных решений. Теоретическую основу концепции составляет интеграция классических теорий мотивации (Маслоу, Герцберга, Врума) с современными научными подходами: системным, субъектным, акмеологическим и компетентностным. Такой синтез позволяет создать многомерную модель, адекватно отражающую специфику ценностно-смысловой мотивации руководителей образования.
В качестве практического инструментария предложена структурно-функциональная модель, включающая четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательно- процессуальный, результативно-рефлексивный и блок условий. Реализация модели обеспечивается созданием организационно-педагогических условий: нормативно-ресурсного обеспечения, подготовки наставников, развития сетевой инфраструктуры и системы признания достижений.
Предлагаемая модель включает механизм психологического сопровождения, направленный на профилактику эмоционального выгорания руководителей. Важным элементом реализации становится внедрение цифровых инструментов для мониторинга профессионального развития и обратной связи. Особое внимание уделяется формированию профессиональных сетевых сообществ как среды для обмена лучшими практиками управления. Модель предусматривает пятиэтапный цикл реализации: диагностика, целеполагание, реализация, оценка и коррекция. Доказательством эффективности модели служат конкретные показатели: рост профессиональной удовлетворенности, увеличение числа управленческих проектов и улучшение образовательных результатов организаций
Никитин С. В.
Использование искусственного интеллекта в мировом и российском образовании: на пути от дискуссии к практике
Статья представляет собой авторский обзор зарубежных и отечественных источников, отражающих современное состояние развития искусственного интеллекта и его применения в мировом и российском образовании, а также актуальные дискуссии о перспективах и рисках такого применения. Описаны основные направления применения ИИ: персонализация обучения, автоматизация рутинных задач, расширение доступа и инклюзивность, развитие ИИ-грамотности. Зафиксированы ключевые вызовы — конфиденциальность данных, алгоритмическая предвзятость и непрозрачность, зависимость от технологий, трансформация роли учителя и риски для академической честности. По оценке автора, технологическое внедрение ИИ в образование должно сочетаться с целым комплексом управленческих решений, которые в том числе должны учитывать особенности российской практики
Гусев А. К., Озорнина Т. Н.
Потенциал нейросетевых технологий для обучения английскому языку на ступени основного общего образования: вызовы и перспективы внедрения
В статье рассматривается проблематика внедрения нейросетевых технологий в процесс обучения английскому языку обучающихся 5–9 классов российских общеобразовательных школ. Анализируются ключевые вызовы технологической интеграции, включающие технические барьеры, вопросы персонализации образовательного процесса, этические аспекты и проблемы качества генерируемого контента. Представлены перспективные направления применения искусственного интеллекта для адаптации учебных материалов, автоматизации обратной связи и создания иммерсивной образовательной среды. На основе анализа российских и зарубежных исследований оценивается эффективность использования генеративных нейронных сетей в развитии языковых компетенций школьников основной ступени образования
Шумакова А. П.
Интеграция виртуальной реальности и искусственного интеллекта в обучение иностранному языку
Статья посвящена исследованию возможностей интеграции виртуальной реальности (VR) и искусственного интеллекта (ИИ) в обучение иностранному языку и определению их совместного потенциала для развития коммуникативной компетенции. Рассматриваются возможности VR по созданию аутентичной языковой среды, а также функции ИИ, связанные с персонализацией учебного процесса и предоставлением мгновенной обратной связи. Особое внимание уделено ИИ сценариям, используемым в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО): свободным диалогам, позволяющим повышать навыки спонтанной речи. Приводятся примеры ИИ-сценариев, их структура и принцип работы. Отмечается, что работа опирается на опыт проекта, начатого ранее, и направлена на дальнейшую оценку эффективности технологии. Подчеркивается потенциал объединения VR и ИИ как инструмента для повышения мотивации студентов и улучшения качества языковой подготовки
Теленков Е. А.
Влияние социального партнерства на педагогические практики: трансформация подходов к обучению
В статье рассматривается влияние социального партнерства на трансформацию педагогических практик и образовательных подходов в современных условиях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обновления методов обучения в ответ на вызовы цифровизации, глобализации и изменяющиеся требования рынка труда. Анализируются формы и механизмы социального партнерства между школой, бизнесом, сообществом и государственными структурами, выявляются направления, в которых партнерство способствует инновациям в педагогике. Отмечается, что взаимодействие образовательных учреждений с социальными партнерами приводит к переосмыслению роли учителя, усилению практико- ориентированного и проектного обучения, формированию компетенций XXI века. Рассматриваются психолого- педагогические аспекты взаимодействия участников партнерства, влияние цифровых технологий на эволюцию педагогических подходов и управление образовательными изменениями. Представлены примеры успешных практик и показано, что социальное партнерство становится системным инструментом обновления образовательной среды. Делается вывод о том, что социальное партнерство выступает катализатором профессионального развития педагогов и обеспечивает переход от традиционного обучения к компетентностной модели образования
Штанг Г. В.
Реализация интегративной модели подготовки студентов к чемпионатам по профессиональному мастерству (на примере компетенции «мехатроника»)
Статья посвящена исследованию процесса подготовки студентов среднего профессионального образования к чемпионатам профессионального мастерства в контексте трансформации системы СПО в Российской Федерации. На основе многолетнего практического опыта представлена интегративная модель подготовки, включающая профессиональные, психологические, тактические, мотивационные и социальные компоненты. Описываются этапы формирования команды, методические подходы, применение философии Кайдзен, механизмы планирования тренировочного процесса, особенности участия в региональных, национальных и международных соревнованиях. Особое внимание уделено влиянию внешних факторов: изменениям регламента чемпионатов, участию во внешних соревнованиях, адаптации к разным организационным условиям и стрессовым ситуациям. На основе анализа соревновательной деятельности демонстрируются ключевые показатели эффективности модели подготовки и ее влияние на профессиональное развитие обучающихся. Представленный материал может служить практическим ориентиром для образовательных организаций, реализующих подготовку к чемпионатам профессионального мастерства